Главная
 
Паломничество
 
Святыни
  Галерея
  Ссылки
  Гостевая книга





 
 


Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь

Мартирий ЗеленецкийЕсли между Старой Ладогой и Тихвином провести прямую линию, то почти на самой ее середине окажется «Зеленый остров – местность, издавна названная так за то, что возвышалась с ярко зеленеющей на ней растительностью посреди обширных болот и топей, покрытых хвойными лесами». Сюда, в дикий и угрюмый край, в поисках уединения, между 1565 и 1570 годами пришел инок Тихвинского Успенского монастыря Мартирий. Увидев открывшееся ему среди лесистых топей место удивительной красоты, он со слезами поблагодарил Господа за милость, что помогла ему найти пустынь, как нарочно спрятанную в непроходимом месте, – Зеленый остров, самой природой предназначенный для иноческого безмолвия.
Родился основатель Зеленецкого монастыря на псковской земле, в городе Великие Луки. В те времена это был многолюдный город, превосходивший богатством и славой многие другие города. И жил в нем, как написано в житии Мартирия, «некий муж благочестивый и боголюбивый, богатством и добродетелями известный, именем Козьма, и была у него супруга, именем Стефанида. У них и родился этот блаженный отрок, и нарекли имя ему Мина». Это имя, данное ему при рождении, Преподобный Мартирий носил до своего пострига.
Родители Мины преставились, когда тот находился в самом расцвете своего отрочества, и осиротевший отрок нашел себе духовного учителя и наставника в лице священника Благовещенской церкви Бориса. Иерей Борис, как можно узнать из жития Мартирия, «…всегда заботился о порученном ему стаде, всех людей наставляя, учил их Божественному Писанию, к разумению истины приводя. Блаженный же Мина, видя такое непрестанное усердие иерея и слыша его поучения людям, Божественной любви наполнился и духовное рвение ощутил; как олень, устремляясь к вечно утоляющему источнику незамутненной воды, усердно следовал он днем и ночью учению того иерея, спасительные слова неустанно запечатлевая в своем сердце и взращивая в себе семя духовное…»
Когда супругу иерея Бориса постиг недуг и, после болезни, она скончалась, иерей, предав тело ее земле, раздал все свое имущество и удалился в обитель святых Козьмы и Дамиана, что располагалась неподалеку от Великих Лук. Там он стал монахом, получив при пострижении имя Боголеп. Мина часто посещал его и никогда не уходил без наставления, поскольку инок Боголеп «видел в нем сияющую благодать Божию».
После нескольких лет, проведенных в обители святых Козьмы и Дамиана, Боголеп был поставлен настоятелем в великолукский Сергиев монастырь, многие годы бывший в запустении. Стремясь привести дела монастыря в порядок, новый настоятель ввел там самые строгие правила, организовал каждодневные работы и многое делал своими руками. Видя его добродетельные стремления, в монастырь отовсюду стали приходить люди и принимать от руки отца Боголепа монашеский постриг. Обитель начала расти и стала многолюдна.
И вот однажды Мина, по-прежнему посещавший своего наставника для духовной беседы, пришел к нему, раздав все, что имел, и взяв с собой только самое необходимое. «Зачем, чадо, пришел ко мне, грешному, и чего от меня хочешь?» – спросил его Боголеп. «Пришел я, отец, для того, чтобы ты спас душу погибшую и удостоил меня воспринять ангельский монашеский образ…» – ответил ему Мина, после чего был пострижен с именем Мартирий.
Боголеп сам учил новоиспеченного инока всем трудам и подвигам иноческой жизни. Мартирий же «с усердным вниманием слушал отца своего…»
Так прошло семь лет. И вот однажды пришел к ним в обитель один из знатных людей Великих Лук по имени Афанасий. По сердцу пришлась ему жизнь в монастыре, и стал он просить, чтобы «возложили на него ангельский монашеский образ». Афанасий был пострижен в монахи с именем Авраамий. Преподобному Мартирию, преуспевшему в добродетелях, поручили опекать нового инока.
Мартирий во всем помогал новопостриженному брату, показывая ему на деле все то, чему он сам научился у Преподобного Боголепа. Авраамий же, как и Мартирий семь лет назад, старался все перенять и вскоре хорошо усвоил «иноческого жития уставы».
Как-то Авраамий тяжело заболел. Так тяжело, что даже был уже при смерти. Но продолжал давать обеты чудотворной иконе Божией Матери Тихвинской, так как слышал, что от этого образа бывает много чудесных исцелений. Вскоре он и вправду выздоровел. Желая воздать иконе благодарность за свое исцеление, Авраамий отправился на берега речки Тихвинки – туда, где расположен был тогда Пречистенский погост. Там, в храме Успения Богоматери, и находилась чудотворная икона. Его визит совпал по времени с основанием Тихвинского монастыря, и архиепископ Новгородский Пимен, присутствовавший при этом, причислил его к инокам новой обители, как имеющего опыт и знающего порядок монастырской жизни.
Примерно в то же время Преподобному Мартирию было чудесное видение. Поднявшись однажды на колокольню, он внезапно задремал, увидев во сне огненный столп, стоящий в стороне реки Тихвинки. Наверху столпа был образ Богоматери, очень похожий на тот, ччто находился в Тихвине в соборной церкви. Пробудившись ото сна, Мартирий был так потрясен, что решил испытать себя в отшельнической жизни. И вместе с неким человеком, служившим в монастыре поваром, он тайком ушел из Великих Лук на поиски пустынного места.
Место вскоре было найдено, и отшельники выкопали себе пещеру неподалеку от лесного ручья. Через некоторое время Мартирий велел своему спутнику пойти в близлежащее селение «потребы ради», то есть за чем-то таким, что было им необходимо. Спутник ушел, но, не выдержав трудностей и тягот отшельнической жизни, обратно не вернулся. И Мартирий продолжал жить в пещере один, добывая пропитание тем, что плел лапти и обменивал их в окрестных селениях на еду.
Вскоре он, однако, засомневался в богоугодности своего отшельничества, так как ушел из монастыря, не получив позволения и благословения наставника. И он отправил послание к отцу своему Боголепу, прося благословить его на пустынножительство. Но наставник его Боголеп ответил ему так: «Иди, господине, во общее житие жити да мног плод приобрящеши и не токмо себе единаго спасеши, но и многая души во спасение приведеши!».
Мартирий, не желая ослушаться, готов был вернуться. Однако прежде он решил отправиться в Смоленск на поклонение святыням. И когда он уже был в Смоленске, к нему в видении явились смоленские чудотворцы Авраамий и Ефрем, говоря, что Мартирию должно жить в пустыни, но только там, где «Господь благоволит и Пресвятая Богородица наставит». И Мартирий пошел в недавно учрежденный Тихвинский Успенский монастырь, вспомнив бывшее ему во время сна на колокольне видение огненного столпа с иконой Богоматери.
Достигнув берегов Тихвинки, он встретил своего ученика Авраамия – ныне инока Тихвинского монастыря. Мартирий поведал ему, что опять готов испытать себя в отшельнической жизни и хочет идти в Поморье, где его никто не знает. Авраамий же сказал ему в ответ: «Не ходи, отче, во страны Поморския…», после чего поведал о чудесном видении. Как вышел он однажды вечером из соборной церкви от чудотворного образа Богоматери и, пойдя в трапезную, увидел вдруг, как засиял в небесах крест, составленный из сияющих звезд. И что именно туда, на северо-запад, в сторону этого креста надобно идти Мартирию, потому что это место указал сам Господь.
Мартирий, припав прежде к чудотворному образу Богоматери Тихвинской, попросил затем благословения у настоятеля. И получив его, немедленно отправился в путь, взяв с собой две небольшие иконы: одну – Святой Единосущной Троицы, другую – Пресвятой Богородицы Одигитрии Тихвинской.
Вот что известно о том, как Преподобный Мартирий достиг того Богом указанного места – Зеленого острова, возвышающегося посреди болот. Места, о котором отшельнику можно лишь мечтать.
Вскоре вокруг Преподобного Мартирия образовалось монашеская община, и был основан монастырь. Первым был поставлен деревянный храм во имя Св. Троицы, а затем и деревянная церковь Благовещения с трапезной, построенная на средства и под руководством Федора Сыркова – представителя богатой купеческой династии, много сделавшей для строительства монастырей и церквей в новгородской земле. Отец Федора Сыркова – Дмитрий Сырков возглавлял строительство каменного Успенского Собора в Тихвине, да и Федор впоследствии немало сделал для образования ансамбля Успенского монастыря. Он мог бы еще много сделать полезного для земли русской, но в 1570 году, попав в опалу к Иоанну Грозному, был подвергнут мучительной казни вместе со своим братом Алексеем и всей его семьей.
При жизни Преподобного Мартирия монастырь мирно развивался и благоустраивался. Дни и годы проходили в трудах и молитвах. Преподобный Мартирий мало имел покоя и, как мог, укреплял братию на пути монашеского подвига. Братия же, видя его усердие и заботу обо всех, его стремление к Богу, молила, чтобы принял он сан игумена. Преподобный, уступив их мольбам, пошел в Великий Новгород, где был рукоположен в пресвитера.
Ходил Преподобный Мартирий не только в Новгород. В 1595 году ходил он в Москву к царю Федору Иоанновичу, особенно благоволившему к Зеленецкому монастырю. От него получил игумен Мартирий жалованную грамоту, по которой монастырю были даны земли и рыбные ловли в Ладожском озере.
По пути в Москву он остановился в Твери, где жил тогда бывший царь Казанский, которому Иоанн Грозный лад титул Великого князя российского и пожаловал земельные владения в Твери и Торжке. Сын князя Иоанн в то время болел и был при смерти. Узнав о прибытии в Тверь Преподобного Мартирия, князь послал за ним, умоляя прийти, а когда увидел идущего к нему Преподобного, то сам вышел ему навстречу. В это его сын Иоанн умер. Князь, узнав об этом, залился слезами, но Преподобный Мартирий сказал ему: «Не скорби, царю, но упование возложи на всещедраго и всесильнаго Бога, во Святейшей Троице присно славимаго, и Его Пресвятую Матерь, Пречистую Богородицу». Было у Преподобного два образа – Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Одигитрии. Преподобный Мартирий положил на грудь умершего отрока икону Святой Троицы и начал служить водосвятный молебен, а затем окропил умершего святой водой. И свершилось чудо! Царевич встал, как будто пробудившись ото сна. До сих пор Преподобный Мартирий остается единственным русским святым, воскресившим человека.
Последние полтора года своей жизни провел Преподобный Мартирий в совершенном безмолвии. Сам выкопал себе могилу и сделал гроб, при котором подолгу любил сидеть «с умилением плача». Когда же он понял, что Господь скоро призовет его к себе, позвал братию и сказал со слезами: «Отцы и братия, по благодати Божии отходя света сего, предаю вас в руце Господни и духовне молю: имейте надежду во всем на Пресвятую и Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, все же упование возложите на Пресвятую Богородицу, якоже и аз, недостойный, на сию верно уповах…» Еще он заповедал трудиться и быть щедрым с приходящими в обитель.
Скончался Преподобный Мартирий 1 марта 1603 года (14 марта по н. ст.) и был погребен близ церкви Богородицы Одигитрии, разобранной семьдесят лет спустя. Затем мощи святого почивали в нижней церкви в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова соборного храма Святой Троицы, где находятся и сейчас.
Дальнейшая история монастыря, как и любого монастыря русской земли, богата всевозможными бедствиями. В 1613 году он был разграблен и сожжен одним из шведских отрядов, опустошавших Новгородский край в Смутное время русской истории. Но вскоре, благодаря покровительству царя Михаила Федоровича, обитель снова была восстановлена.
Большинство же бедствий приходится на благополучный для этой местности XVIII век, но мы, придерживаясь хронологии, расскажем сперва о периоде подлинного расцвета. Этот расцвет пережил Зеленецкий монастырь, когда Новгородской митрополией руководил бывший игумен монастыря Корнилий. Этот период охватывает собой более двадцати лет (с 1674 по 1695 г.) и ознаменован в первую очередь грандиозным каменным строительством. Именно тогда монастырскому ансамблю был придан вид, знакомый нам и сейчас. В 1683 году строится в камне Благовещенская церковь с трапезной, в 1684 году – Свято-Троицкий собор, являющийся центром монастырского ансамбля, в 1686 году – трехъярусная колокольня, представляющая собой отдельно стоящую самостоятельную постройку. Кроме того, вокруг монастыря были построены стены с церковью Иоанна Богослова над вратами, а также келейные корпуса. Еще митрополит Корнилий организовал строительство дорог, поскольку Зеленый остров со всех сторон был окружен болотами. Одна из них вела в сторону реки Сяси на Тихвинский тракт, другая – в сторону реки Волхова до пристани села Гостинополье, откуда водными или сухопутными дорогами можно было добираться до Новгорода. Над местом, где погребен был святой Мартирий, Преподобный Корнилий поставил каменную гробницу.
Состарившись, митрополит Корнилий удалился на покой в любимый им монастырь, где умер 5 марта 1698 года и был похоронен подле гробницы Преподобного Мартирия.
В поэме отца Антония (Бочкова), названной им «Зеленецкий лес» и написанной в XIX веке, изложено передававшееся монахами из уст в уста предание. Строки, касающиеся этого предания, начинаются так:

Сей монастырь еще хранит
Одно заветное преданье,
Хотя о нем не говорит
Архивное рукописанье…

А далее рассказывается, как Петр I, допрашивая одного из сторонников своей устроившей стрелецкий бунт сестры Софьи, услышал, что митрополит Корнилий причастен к заговору. Разгневанный царь приказал лишить Корнилия сана. В то время Святитель доживал уже свои дни на Зеленом острове и скончался, когда царский гонец был уже в пути. Когда гонца подвели к гробу и он принялся зачитывать царский указ, «То со святительской ресницы / Слеза скатилась, как алмаз…» На щеках почившего старца заиграл румянец, а посланец великого царя затрепетал в ужасе. Указом ему было предписано снять с головы Корнилия клобук, «Но исполнитель устрашенный / Не смел приблизить к телу рук…»
Гонец тогда так и не решился на святотатство, вернувшись ко двору. Позже Петр отменил свой указ, убедившись в невиновности Корнилия, но до этого несколько недель митрополит был не погребен.
После смерти Корнилия в монастыре продолжали храниться его личные вещи – посох, мантия, клобук, четки, складень. Сохранялась и духовная грамота Корнилия, где он завещал, чтобы Зеленецкая обитель и впредь была сохраняема «без всякого умаления» со всеми принадлежащими ей землями.
Что же касается бедствий, постигших Зеленецкий монастырь в XVIII веке, то одних крупных пожаров за это столетие случилось шесть: в 1710, 1715, 1727, 1730, 1747 и 1790 гг. Это не считая особого происшествия, специально сотворенного людьми в отличие от стихийных пожаров. Сие особое происшествие, также, впрочем, закончившееся пожаром, случилось в 1765 году, когда монастырь был захвачен раскольниками. Монахи были вынуждены покинуть обитель, а раскольники святотатствовали внутри, соскоблив изображение троеперстного благословляющего жеста с монастырских икон, повредив гробницы Преподобных Мартирия и Корнилия, разгромив ризницу и разорив архив и библиотеку. Монастырь тогда лишился ста сорока трех рукописных и печатных книг. Вскоре к монастырю была прислана рота гренадеров, но попытки уговорить раскольников разойтись по домам ни к чему не привели. Мало того, раскольники, по своему обычаю, подожгли себя, устроив так называемую «гарь». Гренадеры смогли спасти только двух женщин, а пожар потом тушили несколько сотен крестьян со всей округи.
Через семь лет, в 1772 году, на монастырь напала шайка разбойников, ворвавшаяся в храм прямо во время Литургии. Лихие люди избили иноков и ограбили монастырь, взяв все деньги и провизию. После того как разбойники ушли, монахи прежде всего дослужили прерванную Литургию, а затем уже сообщили о нападении властям. И разбойники были пойманы специально присланной для этого командой солдат.
Несмотря на все эти препятствия, монахи Зеленецкой обители с Божией помощью продолжали дело внешнего и внутреннего благоустройства. Облик монастыря, в целом оставшийся неизменным с конца XVII века, со временем все же несколько видоизменился. В 1773 году была разобрана обветшавшая за без малого сто лет надвратная церковь Иоанна Богослова; также в конце XVIII века было разобрано деревянное крыльцо Благовещенской церкви, когда-то соединявшееся переходом со Свято-Троицким собором. В первой половине XIX века был построен новый настоятельский корпус, а в монастырской ограде сооружены угловые башни.
В начале XX века, особенно после ремонта 1901 – 1902 годов, обитель производила весьма приятное впечатление и казалась благодатным оазисом посреди пустынных лесов и болот. Любой паломник, достигший Зеленого острова, мог видеть следующие святыни: серебряную раку, установленную в 1853 году над гробом Преподобного Мартирия, у раки – две иконы: Святой Троицы и Тихвинской Божией Матери Одигитрии, принесенные в монастырь, как гласит предание, самим Преподобным. Рядом открывалась взору установленная в 1912 году мраморная гробница Преподобного Корнилия, а в особом деревянном ковчеге – его личные вещи. Кроме того, в иконостасе Свято-Троицкого собора находились две иконы XVII века с клеймами, а в ризнице – пять старопечатных богослужебных книг в богатых окладах и две рукописные книги – синодик и рукопись, содержавшая летопись монастыря и текст службы Мартирию Зеленецкому.
После революции 1917 года началось планомерное уничтожение обители с изъятием ценностей и святынь. А сам монастырь хотели приспособить то под молочную ферму, то под сельскохозяйственную коммуну, то под клуб и дом отдыха рабочих…
К марту 1930 г. монастырь был ликвидирован, почти все иноки арестованы (в основном по делу «иосифлянского монашества»). Храмы обители закрыты согласно постановлению президиума Леноблисполкома от 6/19 мая 1932 года.
В советское время здания монастыря занимали различные учреждения. Среди них фигурируют такие, как трудовая колония города Волхов, подсобное хозяйство Волховского алюминиевого завода, Волховское профтехучилище для инвалидов, «Дом инвалидов общего типа», «Дом психохроников»… В 80-е годы XX столетия монастырь и вовсе остался без хозяина и подвергся последнему пока разграблению в своей более чем четырехвековой истории. С пустующих зданий были сняты не только окна и двери, но и крыши… И когда обмтель была вновь передана Церкви, она представляла из себя практически одни развалины. Сейчас зеленецкие иноки как могут восстанавливают монастырь – эту некогда процветавшую русскую святыню.
Святой Мартирий перед своей кончиной обещал братии, что если обретет милость у Господа, то не оставит обитель без своего покровительства. Помощь и покровительство Преподобного ощущаются сейчас во всем. Колодец, вырутый, по преданию, руками самого Мартирия и восстановленный нынешними иноками, по-прежнему встречает паломников чистой студеной водой.
Зеленецкий монастырь был передан епархии в декабре 1990 года.
Первая Литургия была отслужена в Благовещенской церкви 11/24 ноября 1991 года. В Троицком и Иоанно-Богословском храме Литургии стали служиться с июня 1992 года.

Адрес: 187310, Ленинградская область, Волховский район, Усадищенская волость, пос. Зеленец.
Тел. (263) 37-131

Настоятель обители – игумен Пахомий (Трегулов).

Престольные праздники:
Преподобного Мартирия Зеленецкого – 1/14 марта и 11/24 ноября.

Подворье в Петербурге: пр. Обуховской обороны, 24. Церковь Божией Матери «Всех скорбящих Радости» (с грошиками).
Тел. 265-03-00

2002 Лавренец Никита.

Поддержка сайта,
идеи и их исполнение:
Румянцева Алиса

Hosted by uCoz